"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 113 (10976), четверг, 23 сентября 1993 г.

 

Святые даты

"Сим победиши!"

     Исторически время Воздвижения Креста Господня, которое Церковь благоговейно празднует 27 сентября, относится к началу IV века, когда царица Елена, мать римского императора Константина Великого, уверовавшая вместе с сыном в Господа Иисуса Христа, исполнившись ревности о Нем, отправилась в Иерусалим, чтобы разыскать Крест, на котором Он был распят.

     Елена расспрашивала всех, и, наконец, ей показали некоего старика по имени Иуда, который знал, где зарыт крест. Долго отказывался тот помочь, но, в конце концов, привел царицу на гору, где к тому времени был выстроен языческий храм богине Венере. Елена приказала разорить капище, а по молитве патриарха Макария открылось место, где были погребены три креста.

     Недоумевая, какой же из них есть Крест Господень, ревнители вдруг увидели погребальное шествие. Патриарх велел процессии остановиться и по очереди приложил и мертвецу все три креста. И когда усопшего КОСНУЛСЯ Крест Христов, тот воскрес.

     С великой радостью поклонилась равноапостольная царица Кресту Господню. И множество людей собралось на это чудо, желая своими глазами увидеть животворящий крест. Тогда Макарий, встав на возвышении, высоко воздвиг его, демонстрируя всему народу, который в страхе и трепете взывал: "Господи, помилуй!"

     В этот день Русская Православная Церковь вспоминает еще одно событие, связанное с этим Крестом, - торжественное освобождение его от иноверческого пленения. В начале VII века персидский царь Хоздрой, взяв Иерусалим, истребил множество христиан и захватил церковные сокровища и святыни, в том числе и древо животворящего креста. Не единожды пытался возвратить эту драгоценнейшую реликвию греческий царь Ираклий, но каждый раз был побеждаем врагом. Тогда, повелев всем христианам творить молитвы, посты и бдения, умоляя Господа не допустить иноверцам хулы на Него, вновь собрал христианский царь воинов и, "вооружась крестною силою", прогнал персов в их собственные земли. И через 14 лет плена Крест Господень был возвращен в Иерусалим...

     В жизни каждого христианина происходит воздвижение Креста Господня, когда силу и славу его человек поднимает выше всех своих земных попечений. Воздвигла этот животворящий крест и Россия в первые же дни своего крещения. Девять веков служил он ей священной путеводной звездой, и лишь на десятый врагу удалось свергнуть его. "В нынешнее неверное время, - говорил в своих проповедях святой праведный отец Иоанн Кронштадтский - время брожения умов и развращения сердец и нравов, многими Крест пренебрегается, как и Сам пострадавший и умерший на нем вОЛЬНОЮ жертвою за нас Господь: и как в древнее время Он был "иудеям соблазн и эллинам безумие" (I Кор. 1. 23), так и ныне объюродевшим мудрецам века сего Он служит соблазном и безумием... "

     Грозно и нелицеприятно звучали эти слова одного из последних российских пророков, но уже не христианских пастырей слушала обманутая Россия, и скоро, скоро супостат вновь похитил наш Крест. Он и поныне под спудом. Увы - не он освещает сегодня путь России. Не кресту поклоняется ныне Русь. Вместо креста кощунственно воздвигает она теперь нового идола - огромного золотого "демократического" тельца - на русской Голгофе.

     О, равноапостольная царица Елена! Помоги нам разрушить и этот лживый храм! Моли милосердного Бога, да поможет Он нашей заблудшей Родине вернуться на круги своя, где Крест Господень - мерило всему и всем, наше спасение, наша защита, наша сила, наша слава, наша победа. Ибо не ложны слова Господа Иисуса Христа, который трижды давал знамения креста на небе равноапостольному царю Константину: "Сим победиши!" Сим, Крестом. И ничем более.

Рождество Пресвятой Богородицы

     В Евангелии нет повествования об этом событии. Но предания, записанные святым Епифанием Кипрским, блаженным Иеронимом и другими святыми отцами, повествуют о рождении Той, Которая стала началом нашего спасения

     Родителей Пресвятой Девы, праведных Иоакима и Анну, христиане до сих пор почитают нам покровителей семьи. Память их Русская Православная Церковь празднует на другой день после Рождества Богородицы. 22 сентября. Известно, что Иоаким происходил из царского рода. Анна была дочерью священника. Жили они в Назарете Галилейском - благочестиво и праведно Господь не лишил их и богатства, но, по особому смотрению Божьему, долгое время они оставались бездетными, из-за чего терпели и свою скорбь, и поношения окружающих.

     В один из праздников когда Иоаким принес в Иерусалимский храм дары Богу, первосвященник отверг их "как от неплодного", а значит, наказанного Богом. И соплеменники упрекали и поносили Иоакима... В сильной скорби удалился праведник из храма, отправившись в пустыню. Сорок дней провел он там в посте и молитве, умоляя Господа умилосердиться. Между тем и Анна, узнав, из-за чего ее муж пребывает в уединении, слезно молила Бога даровать ей дитя. И явился ей ангел Господень и сказал: "Анна, услышана молитва твоя... Ты зачнешь и РОДИШЬ Дщерь Преблагословенную! Ради Нее благословятся все племена земные, и через Нее будет даровано спасение всему миру, и Она пусть назовется Марией!"

     Обещая отдать будущее дитя на служение Господу, радостная Анна поспешила в храм возблагодарить Благословившего ее. А тем временем и Иоакиму явился ангел, возвестив то же.

     Как и было обещано Богом, в положенное время Анна родила Дочь - Пречистую и Преблагословенную Деву Марию.

     Праздник Рождества Богородицы церковь стала чествовать с V века. Особо почитается этот день и в России - как всякая дата, связанная с именем Той, которая с момента крещения Руси и по сии пни покровительствует нашей многострадальной Родине. Не будем же отчаиваться в нашем сегодняшнем ДУХОВНОМ бесплодии, а станем молиться, как молились праведные Иоаким и Анна, дабы, по небесному ходатайству Пресвятой Богородицы. Господь даровал России достойный духовный плод - второе рождение Святой Руси.

 

 


В оглавление номера